Некоторые аспекты и решения при производстве ямочного ремонта автомобильных дорог в г. Калуге

Для решения вопроса по ремонту покрытий в г. Калуге в основном применяется ямочный ремонт. Попробуем глубже разобраться в этом вопросе, указать положительные и отрицательные стороны, и, главное на мой взгляд, вскрыть ошибки, которые возникают при производстве ямочного ремонта.

Как только начинается снеготаяние, обнажаются выбоины в асфальтобетонном покрытии. Выбоины разной конфигурации, размера и глубины. Некоторые из них представляют собой небольшие неглубокие трещины, которые влияют лишь на уменьшение скорости движения автотранспорта по улицам. Но есть и большие ямы, которые представляют собой реальную угрозу безопасности как для автомобилей, так и для людей.

Дорожная лаборатория
лаборатории дорожного строительства
Положительными сторонами ямочного ремонта является его относительно малая стоимость. То есть при одних и тех же затратах из городского бюджета можно отремонтировать гораздо больше площади асфальтобетонных покрытий. Второй положительный момент - это возможность провести ремонт в короткие сроки. Третье положительное качество ямочного ремонта в том, что при его производстве, как правило, не перекрывается улица в целом. Ограждается лишь часть покрытия на которой ведутся работы. Это хотя и ограничивает скорость движения на данном участке, но всё-таки позволяет проезжать автотранспорту.

Теперь можно рассмотреть отрицательные стороны ямочного ремонта и ошибки при его проведении.

Первой и наиболее важной ошибкой является отсутствие анализа происхождения выбоин и ям на участках ремонтируемых дорог. Такой анализ позволил бы бороться с причинами возникновения ям, а не со следствием, что происходит повсеместно. Специалист, закреплённый отделом городского хозяйства на каком-либо участке в качестве представителя Заказчика, как правило определяет только примерное количество материала, необходимого для производства ремонта. На основании этого составляется ведомость объёмов работ и смета. Какого-либо проекта при этом не делается.

Причина ям или выбоин не устанавливается, как было отмечено выше. При этом причины могут быть разные. Например, просадка покрытия в следствии вымывания основания (из-за неисправности городских сетей), отслоение верхнего слоя асфальтобетона от нижнего из-за плохого сцепления между слоями, разрушение асфальтобетона из-за применения реагентов, износ слоя из-за истираемости, колейность, сдвиг между слоями в следствии тангенциальных напряжений (при торможении, ускорении, повороте автомобилей) и другие факторы.

Вторая ошибка в том, что при производстве работ подрядчик, как правило, не уведомляет Заказчика о том, где, когда и какие работы он будет производить. В результате этого работы ведутся подрядчиком безнадзорно, технология работ нарушается. Этого можно избежать, обязав Подрядную организацию уже на стадии проведения торгов заранее уведомлять Заказчика о производстве работ, прописав этот пункт в контракте. Представитель Заказчика, уведомлённый о проведении работ заранее, может значительно улучшить качество производимых работ, пригласив на объект специалистов строительной лаборатории для контроля технологии производства работ и отбора проб материалов, применяемых Подрядчиком. Это даст возможность судить о качестве применяемых материалов, так как ни для кого не секрет, что в погоне за повышением прибыли строительные организации повсеместно стараются применять более дешёвые и, как следствие, менее качественные материалы.

Еще одна ошибка состоит в том, что подрядчик редко учитывает погодные факторы. Низкая температура и осадки, даже при качественном проведении работ и применении кондиционных материалов, соответствующих ГОСТ, могут свести на нет все усилия. Выполненный с подобными нарушениями конструктив будет разрушен значительно раньше установленных межремонтных сроков.

испытание строительных материалов
испытательная дорожно строительная лаборатория
Следующий отрицательный фактор в проведении ремонта дорог, в частности в г. Калуге, это очень малое количество специалистов-дорожников в нашем регионе. Кроме этого, даже тех специалистов, которые работают в нашем городе, не привлекают для консультаций ни Заказчик не Подрядные организации.

Также следует отметить и тот факт, что ямочный ремонт улиц стоит относительно недорого. Я рассматривал эту сторону вопроса как положительную, теперь хочу показать её отрицательный аспект. На такие малые объёмы, как правило, серьёзные крупные дорожные предприятия не идут. Следовательно, производством ямочных и мелких ремонтов улиц в нашем городе занимаются мелкие подрядчики. У них, как правило, необходимой техники нет. В основном дорожная техника арендуется у более крупных предприятий. Приведу пример. В 2018 году в Калуге перед производством ямочного ремонта в Ленинском округе с помощью дорожной фрезы был удален старый асфальтобетон со всех участков для ямочного ремонта. Вырезанные участки в виде прямоугольных выработок глубиной 4-8 см с линейными размерами от 0,5м до 3,0м. Заделка этих участков проводилась в течении месяца! В результате этого изо дня в день автомобилисты разбивали подвески своих автомобилей. Ответственности за этот произвол никто не понёс ни со стороны Подрядчика ни представитель Заказчика. А всё дело в том, что у дорожной фрезы очень большая производительность. Аренда техники оплачивается за смену. За смену фреза готовит гораздо большее количество участков, чем могут заделать и закатать дорожные рабочие. Вот и стоят отфрезерованные ямы и ждут своей очереди, делая улицы нашего города практически не проезжаемыми.

Теперь особо хочется поговорить о путях решения выше указанных проблем.

Применяемые материалы

Даже использование кондиционных материалов не гарантирует долговременной службы покрытия. Для наилучшего сцепления между дном ямы и её краями с укладываемым асфальтобетоном необходимо, согласно СП 78.13330 -2012. Автомобильные дороги, п.12.3.2 …провести обработку поверхности нижнего слоя битумной или битумно-полимерной эмульсией, жидким или вязким битумом... В этом же пункте есть ссылка на табл. 9, где указаны температуры вяжущего при обработке поверхностей контакта.

В ряде случаев производители работ в подрядных организациях, для ускорения и удешевления этого процесса применяют битумную кровельную мастику, купленную в ближайшем строительном супермаркете, пользуясь недостаточным контролем при производстве работ и невежеством представителей Заказчика.

Ответ на вопрос «Когда необходимо для обработки применять битум, а когда эмульсию» мало кто знает. Битумная мастика для кровельных работ не может применяться для данного вида работ, так как обладает другими свойствами. Для дорог используются битумы марки БНД (битум нефтяной дорожный) и эмульсии, сделанные из этих битумов.

Асфальтобетонные смеси для ямочного ремонта необходимо выбирать исходя из того, какой тип и марка асфальтобетона были уложены на данной дороге изначально по проекту. Очень часто в нашем городе можно наблюдать ямочный ремонт покрытия одного типа и марки асфальтобетонной смесью другого типа. Например, на асфальтобетонном покрытие на гранитном щебне Тип Б, марки II проводят ямочный ремонт асфальтобетонной смесью на известняковом щебне Тип В марки II.

гост испытание асфальтобетонной смеси
испытание асфальтобетона
Для изначального определения состояния покрытия и марки применённых материалов необходимо лабораторное обследование участков, подлежащих ремонту. В ходе проведения обследования необходимо определить состояние покрытия, причины разрушения и образования отдельных ям и трещин, способ устранения причин и следствия данных разрушений. С помощью геодезических методов определить примерные объёмы работ и необходимых материалов.

В виде временной меры для заделки ям после снеготаяния в Калуге применяют литой асфальтобетон. С ним удобно работать. Не надо уплотнять. При заливке в яму или трещину он, текуч в нагретом состоянии и, как и любая жидкость, занимает весь предоставленный объём. Однако, срок службы такого покрытия невелик. Как правило один сезон. Укладывать его легко, но при этом недобросовестные подрядчики еще больше упрощают себе жизнь, забывая о необходимости подготовить к заливке дно и края ремонтируемой ямы (очистка от пыли, просушка и прогрев основания, обмазка органическим вяжущим). Контроль литой асфальтобетонной смеси, поступающей на объекты со стороны Заказчика почти не ведётся. Для проведения контроля качества литой смеси существует вакуумная установка и прибор ПЛА. С помощью вакуумной установки определяют водонасыщение асфальтобетонов. Такие установки есть в каждой лаборатории, занимающейся контролем асфальтобетона. Прибор ПЛА контролирует глубину вдавливания штампа по ГОСТ Р 54400-2011. Прибор ПЛА- основной прибор для контроля литого асфальта. Он есть далеко не в каждой лаборатории, так как литой асфальт используется редко, чаще ранней весной, в течении непродолжительного времени. При недостатке битумного вяжущего в литом асфальте растёт показатель «водонасыщение», при переизбытке битумного вяжущего штамп вдавливается в асфальтобетон глубже норматива, показывая, что он более пластичный и не сможет в летний период выдерживать нормативные нагрузки. То есть появится колейность.

Применяемые технологии

Технология ямочного ремонта асфальтобетонных покрытий применяется в нашей стране с тех пор, как были заасфальтированы первые дороги и улицы. При производстве ямочного ремонта применяется, как и в прежние времена, много ручного труда. Механизировать этот процесс удаётся пока только частично. На данный момент для очистки от пыли и грязи, а также для просушки используются ранцевые воздуходувные установки. Для доставки литой асфальтобетонной смеси на объект применяются котлы разогрева, установленные на автомобилях или автоприцепах. Но пока основным инструментом дорожного рабочего, проводящего ямочный ремонт асфальтобетонных покрытий, к сожалению, является лопата.

Вот несколько результатов нарушения технологий и применения некачественных материалов:
испытания бетона
гост испытания асфальта
испытание асфальта

Обеспеченность кадрами

Подготовкой кадров среднего звена для работы на объектах коммунального хозяйства г. Калуги и Калужской области в нашем городе занимается коммунально-строительный техникум. Специалистов по ремонту, строительству и эксплуатации автомобильных дорог там, к сожалению, не готовят. Ремонтом и строительством дорог в регионе занимаются специалисты ПГС. Почему бы руководству города и области на выйти с предложением в Министерство Образования ввести дисциплину «Автомобильные дороги» для специальности ПГС, а со временем, может и открыть на базе техникума отделение Автомобильных дорог.

Ближайший ВУЗ, который готовит инженеров по специальности «1211. Автомобильные дороги» - это Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ). Жители Калужской области, которые обучаются там, по получении диплома, возвращаются работать в нашу область далеко не все. Часть из них остаётся в Москве, часть уезжает в другие города. Руководству города и области пора предусмотреть меры по заинтересованности молодых специалистов работать на благо нашего региона.

Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности