История асфальтобетона

Асфальт по данным археологии применялся в строительстве более 6000 лет до нашей эры, то есть возраст сооружений, где был впервые применён асфальтобетон составляет на сегодняшний день не менее 8000 лет.

Впервые асфальт был использован для строительства храмовой дороги в древнем Вавилоне. Дорога была построена для прохождения религиозных процессий от берегов Евфрата до Больших ворот главного храма бога Мордука. Ширина дороги была 24 метра, а протяжённость около 20 км. Эта дорога строилась с 624 до 602 года до н.э. Начал строить её император Набопаласар, а закончил его сын, знаменитый библейский царь Навуходоносор. Дорога состояла из каменных плит, стыки которых были залиты асфальтом. Часть этой дороги сохранилась до наших дней.
История асфальтобетона
Далее, в Вавилоне, царь Навуходоносор в 600 г. до н. э. для царицы Семирамиды построил знаменитые «Подвесные сады Семирамиды», одно из семи чудес света. Для того, чтобы исключить просачивание воды, при их строительстве для гидроизоляции швов между камнями применялся асфальт.

Впервые в Месопотамии как строительный материал асфальт использовался начиная с эпохи Птоломея (323-285 г. до н.э.). В древнем Египте в это время в качестве вяжущего использовался гипс, получаемый обжигом известняка. В Месопотамии были большие сложности с топливом, необходимым для обжига известняка при производстве гипса. Поэтому строители начали в качестве вяжущего использовать природный асфальт, добавляя в него песок и глину. При этом получался кирпич большой прочности.

В Южной Америке инки при строительстве дорог также использовали природный асфальт с известью и песком.

Крупнейшим источником на земле для получения природного асфальта служило Мертвое море. До конца 19 века его называли Асфальтовым. В местах богатых нефтью в следствии геологических изменений в земной коре выбросы нефти выходили на поверхность и, пропитывая песок образовывали асфальтовые озера. Под действием высокой температуры в южных широтах часть жидких летучих соединений испарялось из нефти, образуя асфальтовое вяжущее, которое использовали древние строители.

Индустриальное развитие асфальта началось в 19 веке. В таких странах как Франция, Швейцария и США во второй половине 19 века стали применять для строительства дорог битумоминеральные смеси. В США первый литой асфальт на основе нефтяных битумов появился в 1876 г.

В России первым по производству асфальта стал завод в Сызрани. Первую продукцию он дал в 1873г.

После Великой Отечественной войны вопрос о подъёме народного хозяйства страны встал особенно остро. Восстанавливались старые и строились новые города и посёлки, укрупнялись населённые пункты. Страна взяла курс на резкий подъём промышленного и сельскохозяйственного производства.

В этот период поднимался темп и дорожного строительства. При этом нефтяных битумов хватало не везде. Для строительства дорог стали применять дегти. Их использовали как заменители дорожных нефтяных битумов. Однако более низкое качество дорожных одежд из дегтебетонов, а также открытие новых нефтяных месторождений в Сибири быстро вытесняло дегтебетонные покрытия из дорожного строительства в СССР.

Во времена «холодной войны» для обеспечения обороноспособности страны, были разработаны и успешно применялись и применяются до настоящего времени в дорожном и аэродромном строительстве железобетонные дорожные и аэродромные плиты. Они могут применяться как на временных, так и на постоянных дорогах и аэродромах. Однако существенным недостатком таких покрытий являются стыки между плитами. Это сильно ограничивает скорость движения и быстро разрушает подвеску автомобилей. Попытка использовать плиты в качестве основания, а покрытие делать из асфальтобетона не принесли желаемого результата. Через непродолжительное время эксплуатации таких дорог на асфальтобетонном покрытии появляются трещины в местах стыков плит основания. Такие трещины в дорожном строительстве принято называть отражёнными.

Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности