В связи с увеличением грузоподъёмности автомобилей и значительным повышении интенсивности движения, увеличился такой показатель, как «нагрузка на ось». Многое типы асфальтобетонных смесей, уложенные в покрытия, перестали выдерживать запланированные межремонтные сроки. На дорогах появилась колея по полосе наката. Появились проплешины из-за истираемости асфальтобетона. Новые условия эксплуатации требовали новых решений. Одним из таких решений стал щебне-мастичный бетон (ЩМА). ЩМА был впервые изобретён в Германии в 1966 году. В 1984 году в Германии принят национальный стандарт на производство, укладку и эксплуатацию покрытий их ЩМА. В России ЩМА применяется с 2000 г. В 2002 г. принят ГОСТ 31015-2002, в котором регламентированы три вида смеси по крупности заполнителя, а также некоторые аспекты по применению исходных материалов, способы подбора и лабораторного контроля смеси. Одним из важных отличий ЩМА от асфальтобетонов в том, что в ЩМА не используется природный песок. Для удержания битумного вяжущего и чтобы предотвратить сегрегацию смеси во время транспортировки в ЩМА применяются целлюлоза. Она производится в виде гранул. Соединяясь с битумом в процессе перемешивания в установке она создаёт мастику, которая пленкой, более толстой, чем битум покрывает инертные материалы. В процессе эксплуатации дорог с покрытием из ЩМА вяжущее позволяет затягивать мелкие трещины.
Одним из основных недостатков асфальтобетонов является ограничение их укладки по температуре окружающей среды. Это связано с тем, что при низких температурах применяемый природный битум значительно меняет свои свойства. При применении битумов с меньшей вязкостью, асфальтобетонные покрытия в летний период приобретают повышенную пластичность, а это приводит к образованию коллейности на полосе наката. В тех местах, где покрытие испытывает боковые нагрузки от колёс подвижного состава (вхождение в поворот, торможение и др.) появляются наплывы в виде волн.
Для устранения подобных побочных дефектов проводят работы по модификации битумов для изменения начальных природных свойств. Одним из таких направлений является введение в состав дорожных битумов полимеров. Процент содержания добавок в дорожные битумы постоянно растёт. Это даёт возможность расширять температурные режимы как при укладке асфальтобетона, так и при его эксплуатации. Другими словами, цель применения модифицированных битумов - это возможность производить укладку смеси при более низких температурах и при этом не ухудьшая свойств асфальтобетонного покрытия в летний период.
В Российской Федерации вопрос модификации дорожных битумов как возможность увеличения строительного сезона по укладке асфальтобетона стоит особенно остро. Традиционно Россия считается Северной страной. Большая часть её территории – это зона вечной мерзлоты. Наиболее заселенная территория находится в Европейской части страны. Здесь и самая густая сеть автомобильных дорог. На существующих дорогах, по мере необходимости, проводятся ремонтные работы. В связи с повышением интенсивности транспортных потоков и нагрузки на ось на основных магистралях проходит реконструкция, включающая в себя не только ремонт покрытия, но и уширение проезжей части, перепроектирование на отдельных участках продольного и поперечного профиля и другие работы, необходимые для повышения интенсивности движения, скорости, безопасности.